ИСТОРИЯ О/Ф  


История развития движения в Англии
История развития движения в Англии Зарождение
Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIV века[1]. Уже в те далёкие времена поклонники команд, да и сами игроки, нередко сходились «стенка на стенку» после финального свистка арбитра. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 50-х годов XX века.


[править] Развитие

Драка между фанатами футбольных клубов Челси и ЛиверпульРабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.

В середине 1960-х гг. трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определенной целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек [2]. Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телевидение стало для них единственной альтернативой посещению матчей.

Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.


Баннер фанатов сборной Англии по футболу, сделанный в преддверии Чемпионата Мира 2006 годаСитуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок, на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.

В конце 1970-х — начале 80-х внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Довольно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах раз за разом привлекала все большее и большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Флагманами английского выездного движения стали фанаты ФК Ливерпуль, которые постепенно стали прививать европейцам свой стиль поддержки клуба, включая побоища и погромы во всех городах, где волей жребия выпадало играть их клубу.


Обложка журнала «TIME» после трагедии на стадионе Эйзель в 1985 годуДело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году на бельгийском стадионе «Эйзель», где на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль», в результате возникших футбольных беспорядков, спровоцированных англичанами, погибло 38 итальянских и 1 бельгийский болельщик[3], УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в Еврокубках.

Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили свое существование, другие же, придя в шок от увиденного на экранах, сами вернулись к нормальной жизни. Постепенно движение затухало, и причин этому было несколько. Первой и, наверное, самой главной являлась социальная переориентация молодежи. В начале 1990-х Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо», где 15 апреля 1989 года в результате околофутбольных беспорядков и спровоцированной ими давки погибло 96 ливерпульских болельщиков [4]. Англия пережила шок, некоторое время люди попросту боялись ходить на стадионы.


[править] Современный этап
На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «кэжуалс» (от англ. casual — обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности.


Кадр из фильма о современном английском околофутбольном насилии — ХулиганыПересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчетливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие маневры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.

Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе, однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Голландии 1100 английских фанатов, представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.


История развития движения в СССР и на постсоветском пространстве
История развития движения в СССР и на постсоветском пространстве

Зарождение

Одна из первых группировок хулиганов клуба Спартак Москва — «Flints Crew»Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака», вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд. Не отстали и фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодежи, охарактеризовав его как антисоветское. В результате, многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов, теряли работу. Но, даже несмотря на это, фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300—400 человек[5]. В середине 1980-х обстановка изменилась кардинально. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на Перестройку, фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.


Фанаты клуба ЦСКА на заре зарождения движения.Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны устремились в сторону Англии. Во многом благодаря английскому влиянию, на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что ещё более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский околофутбол. Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

Уже в 1987 году произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игру Чемпионата СССР по футболу между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» отправилось примерно 450 столичных фанатов, сумевших вовлечь болельщиков «Динамо» в грандиозную битву, вспыхнувшую в самом центре Киева[6]. В 1990 году советские фанаты впервые заявили о себе за границей, где большая группа болельщиков московского «Спартака», приехавшая со своей командой в Прагу, спровоцировала общественные беспорядки в центре города, довершив всё беспощадной битвой у стадиона с болельщиками местной «Cпарты».


[править] Развитие

Задержание органами правопорядка группы хулиганов клуба Зенит Санкт-ПетербургРаспад Советского Союза в 1991 году, помимо прочего, привел к развалу прежней инфраструктуры советской футбольной лиги, что в значительной степени отразилось на развитии зарождавшейся фанатской культуры. За пределами внутреннего первенства оказались такие привлекательные для выездов клубы, как «Динамо» (Киев), «Динамо» (Тбилиси), «Динамо» (Минск), «Жальгирис» (Вильнюс). На смену же им пришли середнячки из российской глубинки, и посещаемость футбольных матчей в стране упала.

Тишина на футбольных стадионах России продолжалась до середины 1990-х и могла затянуться на более долгий срок, если бы не фанаты двух московских клубов: ФК ЦСКА и ФК «Спартак». Ещё до распада СССР болельщики этих клубов были самыми активными участниками хулиганских столкновений. Колоссальная поддержка, оказываемая ими, где бы они ни появлялись, практически всегда вызывала проблемы. И именно эти клубы делегировали на российскую авансцену первые хулиганские группировки европейского масштаба: «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flints Crew» у Спартака. На фоне противостояния этих двух банд начал постепенно возрождаться интерес к фан-культуре среди остальных российских болельщиков.

К началу чемпионата 1994 года практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако столкновения между ними имели нечастый и скоротечный характер.


Поверженные хулиганы московского «Динамо» на выезде в Санкт-Петербург.Движение продолжило развитие и после событий весны 1995 года, когда на столичном дерби ЦСКА — «Спартак» более 200 хулиганов перед матчем учинили грандиозную драку [7]. Тогда на происходящее обратили внимание силовые структуры, последовали аресты, милиция заняла крайне жёсткую позицию, и фанаты, дабы оградить себя от лишнего внимания, стали скрытными и острожными, переняв тактику, характерную для британских «Кэжуалс». Движение вскоре стало модным, спровоцировав быстрый рост числа футбольных группировок как в столице, так и по всей России. Но при этом следует отметить, что основные околофутбольные события проходили в Москве.

1997 год ознаменовался новой вспышкой насилия — московское дерби ЦСКА — «Спартак», проходившее на стадионе «Динамо» 23 августа, завершилось дракой, в которой полную и безоговорочную победу одержали фанаты ЦСКА. После этих событий спартаковским хулиганам не оставалось ничего иного, как восстанавливать свою пошатнувшуюся репутацию и серьёзно готовится к визиту другого клуба, с фанатами которого их связывало не менее принципиальное и жестокое соперничество, — питерского «Зенита». Целью москвичей была главная ударная сила «Зенита», группировка «Невский фронт», которая наводила ужас на гостей в Санкт-Петербурге, но никак не проявляла себя во время выездов. Примерно 500 её представителей высадились на железнодорожной станции Щёлково и, растянувшись колонной, выдвинулись в направлении Москвы. Информация о передвижении гостей быстро дошла до спартаковцев, и приблизительно в двух километрах от станции Щёлково около 200 московских хулиганов атаковали своих оппонентов. Драка была в полном разгаре, когда на место событий прибыла милиция, которой для охлаждения пыла участвующих пришлось применить огнестрельное оружие. По окончании драки милицией были задержаны 170 москвичей [8].


Фанаты ЦСКА на гостевом матче во Владимире.Этот инцидент получил серьёзный отклик в СМИ, которые назвали его «Щёлковской битвой». Месяц спустя фанаты «Спартака» и ЦСКА вновь оказались на первых полосах газет благодаря грандиозной драке, устроенной ими перед хоккейным дерби своих команд. После этого инцидента власти перешли к самым решительным действиям.

Во время серьёзных игр милиция, усиленная конными отрядами и ОМОНом, контролировала все передвижения на подступах к стадионам, создавались специальные оцепления, сопровождающие приезжих фанатов до железнодорожных станций или автобусов. Любое сосредоточение фанатов моментально разгонялось, по периметру поля стояли сотни милиционеров, бдительно наблюдавших за всем, что происходит на трибунах, любого рода пиротехника была запрещена. Представители закона не церемонились, и нередко под резиновые дубинки ОМОНа попадали ни в чём не повинные поклонники игры. Ненависть же хулиганов к милиции росла изо дня в день. Ситуация достигла своего апогея в сентябре 1999 года, когда на выездной игре московского «Спартака» с раменским «Сатурном» в гостевом секторе вспыхнула 15-минутная драка между фанатами и подмосковным ОМОНом, принявшая настолько ожесточённый характер, что впервые в истории российского футбола игру пришлось прервать. После матча некоторые секторы стадиона превратились в руины.

В 2000 российские хулиганы отметились и за пределами России. В рамках отборочного цикла к Чемпионату Мира 2002 сборной России предстояло встретиться с одним из своих принципиальных соперников — сборной Украины. Выезду около 2000 хулиганов со всей страны на матч в Киев предшествовала встреча лидеров московских банд, на которой было принято решение о заключении временного нейтралитета в целях объединения усилий «пред лицом общего врага». Беспорядки в Киеве начались уже за два дня до игры и завершились беспрецедентной массовой дракой у стадиона Олимпийский[9].


Беспорядки в центре Москвы во время трансляции матча Чемпионата Мира 2002, между сборными России и ЯпонииДругой инцидент имел место в Белоруссии. Несмотря на то, что белорусы воспринимаются большинством россиян как братский народ, группа хулиганов из различных российских группировок, приехавших в Минск на товарищескую встречу, стала объектом националистических и антирусских выпадов со стороны местных фанатов. Возникла драка, в разгоне которой приняли участие специальные подразделения милиции.

Таким образом, события вокруг сборной команды России привлекли внимание мировой общественности к стремительно развивающемуся хулиганскому движению в стране.

Следующей страницей российской околофутбольной истории стали события лета 2002 года, когда после поражения российской команды на чемпионате мира от команды Японии разъярённые хулиганы учинили массовые погромы в центре Москвы [10]. На фоне исключительно мирно прошедшего турнира, это происшествие вызвало широчайший резонанс в мире.


[править] Современный этап

Фанаты сборной России на выездной игре национальной команды в РигеВ настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге — «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. Движение носит ярко выраженный характер направления «Кэжуалс», конечно же, со своими национальными особенностями. Главное отличие российских хулиганов от своих визави на берегах Туманного Альбиона — это национальная принадлежность участников банд. В отличие от англичан, не придающих значения цвету кожи хулигана, в России все хулиганы имеют русские корни, людям других национальностей вход в сообщество закрыт. Помимо этого, национальной чертой российского околофутбола является отсутствие достойной поддержки команды на домашних матчах. Исключением являются лишь московские дерби, многочисленная самарская торсида и стоящие особняком фанаты питерского «Зенита».

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются хулиганы московских клубов ЦСКА и «Спартак», чьи столкновения носят самый ожесточённый характер и вызывают широкий общественный резонанс.


Сектор фанатов клуба ЦСКА на гостевом матче Лиги Чемпионов 2006—2007 против словацкого клуба РужомберокСледом за ними идут фанаты клуба «Зенит» Санкт-Петербург, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московского «Динамо», переживающие в последнее время затянувшийся кризис, связанный в первую очередь с невыразительной игрой команды. Однако при необходимости они способны собрать достаточное количество «бойцов», что было доказано ими в 2005 году, когда на товарищеский поединок с клубом «Динамо» (Киев) в украинскую столицу выехало около 200 человек, учинивших жесточайшую драку со своими визави на одной из центральных станций Киевского метрополитена. Следом за динамовцами располагаются хулиганы московских клубов «Торпедо» и «Локомотив», которые в жестоких драках между собой из года в год выявляют сильнейшего.

Из нестоличных группировок можно выделить хулиганов ФК «Ростов», ФК «Крылья Советов» и ФК «Орёл».


Субкультура
в стиле lads,или все по-настоящему


Молодой человек. Стильно одетый. "Высше" образованный. Все шансы сорвать куш в этой жизни: В какой-то момент он перечеркивает весь кодекс поведения цивилизованного общества. И неожиданно становится бунтарем, важной частью жизни которого является: футбол и все, что с ним связано.

Лэд не был бы лэдом, если бы намеренно не делал все, что человеку приличному делать явно не положено. В знак протеста. Против всего, что может не устраивать. Против общества. Против "системы". Против особо любимой русскими лэдами "политкорректности", стремящейся, по их мнению, диктовать во всем свои правила. В среде этих молодых людей считается, что футбольный стадион - одно из тех мест, где ты сталкиваешься с репрессивной машиной в лице "органов ПРАВОпорядка" лицом к лицу. (И "репрессивная машина" здесь - не метафора). Жажда действия и адреналина, желание рисковать, нежелание идти вместе со всеми имеют место быть. И как следствие - два тайма на трибунах, а затем "третий", за пределами стадиона... Где они - одно целое, демонстрирующее окружающим свое пренебрежение порой весьма откровенными поступками.

третий тайм

Два самых важных пункта культуры - футбол и развлечения,ему сопутствующие. Если уж говорить совсем прямо, немалое число лэдс - футбольные хулиганы. Не просто болельщики, изредка посещающие матчи ради зрелищ, а люди, для которых футбол - нечто большее, чем просто хобби.

Круг повседневных действий: поддержка любимого футбольного клуба с атмосферой "живых" трибун и выезды в другие города вслед за командой. Создание огромного числа конкурирующих и противоборствующих "фирм" (объединений), где происходят постоянные столкновения этих самых хулиганов, болеющих за разные клубы. Однако не каждый представитель этого неформального объединения "дорастает" до лэдс-движения. Культура lads стала настоящим лицом молодой Англии на стыке веков. А все, что она рождала в своих недрах, неминуемо разносится по всему миру. Наша страна не стала исключением.

Главный их принцип - не быть, как все. "Это нелегко в стране, долгие годы живущей "по понятиям", где немалый процент населения - "идущее вместе" стадо, где "каждый сам за себя и такой же, как все". Отсюда - огромное стремление отмежеваться от инертной и равнодушной массы гопующей молодежи, и обостренное чувство противостояния мэйнстриму - вот такое мнение у большинства российских представителей лэдс-движения.

При этом есть люди, в силу разных причин отошедшие от "околофутбола" (будем называть это так), но в их голове раз и навсегда остались ценности, принципы, убеждения, которые они когда-то приняли.

шарфик не в теме

Футбольный болельщик ассоциируется с человеком нетрезвого вида, трубящим в дудки, непременным атрибутом которого является пестрый шарфик. Это давно сложившийся стереотип, к лэдам никакого отношения не имеющий. Внешняя сторона лэд-культуры - целая система знаков из одежды, любимых напитков, музыки и слэнга. Лэд никогда не позволит себе надеть что-либо, что может дать понять, за какой футбольный клуб он болеет. Например, тот же шарфик или футболку с символикой любимой команды. На заре этого движения доминировал достаточно дорогой спортивный стиль, целью которого было "не смешаться с толпой, но сеять раздор и смятение". Мода и конкретно стиль casuals становился важной частью культуры лэдс, меняясь с космической скоростью. Неизменными брэндами и по сей день остаются Stone Island, Burberrys, Lacoste, Aquascutum, Timberland, Paul Smith, Henri Lloyd, CP Company.

Высший "lads-шик" - это чтобы клетчатая рубашка с воротником на пуговицах ничем с виду почти не отличалась от своего дешевого эквивалента из магазина "Сорочки". Так, человек непосвященный вряд ли уловит какую-то деталь, смысл которой понятен лишь избранным, и только заинтересованный взгляд оценит, что за эту "простоту" ты выложил круглую сумму.

Так принято. Это не обсуждается.

лэд на наш лад

Движение лэдс у нас еще достаточно молодое, средний возраст участников редко превышает 21-23 года. Музыкальные пристрастия их достаточно разносторонни: российских лэдс всегда можно встретить на панк-, хардкор- и электронных вечеринках. Но первостепенной музыкой культуры на все времена считается брит-поп во главе с группами Oasis и Blur.

вместо послесловия

По настойчивым словам самих активистов, лэдс-феномен емко выражает одна фраза - "лицом к жизни". Без оглядок на условности жить проще. Надо, чтобы все было по-настоящему. Если девушка - так чтобы была как девушка, если рок - то рок, если драться - то действительно драться, пить так пить, гулять так гулять: И, похоже, для большинства тех, кто так или иначе называет себя лэдом, - это не просто субкультура со своими атрибутами, это стиль жизни.

На вопрос, стоит ли оно того, обычно звучит утвердительный ответ.

САША К.
Фото предоставлено автором


Устав настоящего лэда гласит: никаких лиц перед объективами фото- и видеокамер.
Одно из лиц молодой Англии сегодня - это lads. Как истинный англичанин, лэд не прочь почитать прессу. Любимые журналы британского лэда: Loaded, FHM, The Face.



12.09.2005 | сила «назад

Субкультура
Культовые книги
«Заводной апельсин» — Энтони Берджес
«Фабрика футбола» — Джон Кинг
«Мы идем» — Дуги Бримсон
«Английская болезнь» — Билл Буфорд
«Футбольная горячка» — Ник Хорнби
Культовые фильмы
«Заводной апельсин»
«Фабрика футбола»
«Хулиганы зеленой улицы»
«Удостоверение»
«Фирма»

Инциденты, связанные с околофутбольным насилием
Трагедия на стадионе Лужники, 1982 год
Трагедия на стадионе Эйзель, 1985 год
Беспорядки на Манежной Площади в Москве, 2002 год

[править] Смотри также
Футбольные ультрас


Примечания
↑ Пьер Ланфранши, Критсиана Айзенберг, Тони Мейсон, Альфред Валь FIFA 100 лет. Век футбола.. — Москва: Махаон, 2005. — С. 14. ISBN 5180007054
↑ Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — С. 17. ISBN 5483000234
↑ Статья, посвященная трагическим событиям на стадионе «Эйзель», сайт Би-би-си
↑ Сайт-мемориал посвященный трагедии на стадионе «Хиллсборо»
↑ Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — С. 294. ISBN 5483000234
↑ Статья, посвящённая драке в Киеве, на электронной версии одного из фан-зинов ФК Спартак
↑ Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — С. 298. ISBN 5483000234
↑ Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — С. 303. ISBN 5483000234
↑ Отчёт о матче на электронной версии одного из Фан-зинов ФК «Спартак»
↑ Статья на информационной ленте сайта Би-Би-Си о событиях на Манежной площади в июле 2002 года


Напишите мне


 
Hosted by uCoz